Скрипников Василий Лукич
Родился 10 января 1950 года в селе Коденцево на юге Воронежской области.
После окончания восьмилетней школы поступил в Воронежский авиационный техникум имени В.П.Чкалова.
Заканчивал я сельскую школу. И хотя по окончании восьмого класса (неполное образование тогда ограничивалось восьмью классами) мы сдавали экзамены, всё же на вступительных экзаменах в техникум мы все изрядно волновались. Не обошло это волнение и меня. Для поступления пришлось уехать из дома на время сдачи экзаменов. Пожить в городе. Родители – дома. Я один. Общежития на время поступления не предоставляли, жить пришлось у чужих людей на квартире. Это ещё дополнительное волнение. Первый экзамен – математика письменно. Буквально нескольких минут не хватило мне, чтобы дописать в чистовик решение последнего задания. Работы собрали. Я был уверен, что получу «неудовлетворительно», и уже мысленно собирался возвращаться домой. А пример этот так и вертелся у меня в голове, уже наизусть выучил решение. Оценку за письменный экзамен сообщали на устном. Пришёл, отвечаю, вроде всё получается. И вдруг мне экзаменатор говорит: « А в письменной работе у тебя ответа нет. Почему? Не успел? Давай закончи, я посмотрю, как получится». Я тут же, на глазах преподавателя, всё дорешал до конца. Преподаватель удовлетворённо покивала головой и поставила итоговую оценку за два экзамена – «хорошо». Запомнил этот эпизод на всю жизнь как пример внимательного, справедливого и добросердечного отношения к детям, студентам. Такие люди встречались мне потом в жизни не раз. Так я стал студентом Воронежского авиационного техникума.
Учиться было интересно. Техникум поддерживал тесные связи с Воронежским авиазаводом. Мы, те, кто обучался по специальности «Самолётостроение», бывали на заводе, проходили практику. Будучи комсомольцами, активно занимались общественной работой. Осенью 1968 года, будучи студентом четвёртого курса, я от группы был выдвинут в состав комитета комсомола техникума. А 1968 год был годом 50-летия образования ВЛКСМ – Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. В связи с этим большим событием намечалась большая программа мероприятий. Накануне празднования юбилея секретарь комитета комсомола техникума Людмила Лущилина направила меня к секретарю комитета комсомола Воронежского авиационного завода Владимиру Шевченко. Мы должны были обсудить план совместных праздничных мероприятий. Володя был настоящим комсомольским вожаком: активный, деловитый, общительный, остроумный, он буквально притягивал к себе окружающих. Он заслуженно был лидером. Обсудив программу совместных действий, мы решили организовать 29 октября, в день рождения комсомола, факельное шествие молодёжи и студентов по главной улице Воронежа – проспекту Революции. Для того чтобы шествие состоялось, нужно было изготовить тысячи факелов, способных гореть и быть безопасными. Заказ на изготовление такого количества разместили на заводе. В то время Воронежский авиационный завод насчитывал около семидесяти тысяч работающих. И вот долгожданный праздничный вечер настал. 29 октября 1968 года вечерняя погода не радовала: было ветрено и прохладно. Но это не мешало праздничному настроению молодёжи: всюду слышались песни, звонкий смех. Шествие началось от Петровского сквера, двигалось по проспекту Революции и заканчивалось на площади Ленина. Охваченные общим настроем, мы шли в едином строю. Это было незабываемое зрелище: море огней двигалось по главному проспекту город. Люди на тротуарах останавливались, поражённые красотой и величием увиденного.
Так подошло время окончания учёбы.
В конце 1968 года в техникум прибыл работник отдела кадров Кумертауского машиностроительного завода ( представленного нам как КМЗ) для «вербовки» молодых специалистов. Тогда выпускники нашего техникума впервые услышали про город Кумертау. В Большой советской энциклопедии 1959 года выпуска мы прочитали, что в этом городе имеется лыжная фабрика, ведётся добыча угля, есть железнодорожная станция. И всё. О заводе – ни слова!
И всё же 1 апреля 1969 года 25 выпускников отделения «Самолётостроение» Воронежского авиационного техникума прибыли в город Кумертау. Трое, в том числе и автор этих строк, были приняты мотористами третьего разряда на лётно-испытательную станцию (ЛИС), где уже полным ходом шла отработка первых вертолётов Ка-26. Среди них была машина 02-02 с бортовым номером СССР (RA)-02454. Теперь этот вертолет может увидеть каждый горожанин. Он стал памятником кумертауским авиастроителям и гордо красуется в центре города Кумертау.
Так сложилась судьба, что вся моя трудовая биография была связана в дальнейшем с Кумертауским авиапредприятием. Поработав мотористом, впоследствии работал в этом же цехе №10 инженером-технологом. В 1970 году был призван на службу в ряды Советской Армии.
Служить довелось в городе Тайшете Иркутской области. Так как далеко от дома раньше отлучаться мне не приходилось. После демобилизации я поехал домой, на свою малую родину повидаться с родными, друзьями. Месяц отпуска пролетел, пришло время определяться с работой. Стал вплотную вопрос выбора: Воронеж или Кумертау? На Воронежском авиационном заводе в те годы выпускали мощные сверхзвуковые пассажирские самолёты ТУ-144. В Кумертау – лёгкие, по-своему уникальные вертолёты Ка-26. После долгих раздумий и консультаций с бывшими однокурсниками, поработавшими в Кумертау и возвратившимися обратно, в Воронеж, принял в конечном итоге нелёгкое решение: еду в Башкирию, в Кумертау. 28 декабря 1972 года в отделе кадров оформился, поселился в общежитие по адресу: ул. К. Маркса, д.6. А 7 января вышел на работу, снова на ЛИС, который находился к тому времени на новой территории. Меня назначили старшим инженером-технологом, там же работал старшим контрольным мастером.
В 1974 году в добровольном порядке был вторично призван в ряды Вооружённых Сил СССР. К тому времени, находясь в запасе, получил первое офицерское звание «младший лейтенант». Закончил службу в звании «подполковник». Следует сказать, что на всех авиационных предприятиях страны приёмку авиационной техники осуществляли военные специалисты. С этой целью создавались при заводах военные представительства.
Система военного контроля на оборонных предприятиях России насчитывает более 300 лет – начиная с дьяков и подьячих на заводах оружейной канцелярии в петровские времена и кончая разветвлённой структурой аппарата Начальника Вооружения МО РФ в настоящее время. Работа военных представительств всегда была тайной за семью печатями.
В дальнейшем, до выхода на заслуженный отдых, я проходил военную службу в военном представительстве 1712 на Кумертауском авиапредприятии. Занимал разные должности: старший техник, младший военпред, ведущий инженер, заместитель начальника военного представительства. В 1998 году пришло время увольнения из рядов Вооружённых Сил Российской Федерации, и я продолжил работу в военпредстве в качестве гражданского специалиста. Без отрыва от производства прошёл обучение на вечернем факультете Уфимского авиационного института им. Серго Орджоникидзе, который к тому времени был создан у нас в городе по инициативе генерального директора КумАПО А.С.Палатникова.
Закончил трудовую деятельность в 2011 году. Но расставаться с предприятием, которому была отдана вся жизнь, не хотелось. Снова и снова погружался я в воспоминания, рылся в архивах, в том числе и личных, поднимал записи. И к пятидесятой годовщине создания на Кумертауском авиазаводе военного представительства написал книгу. В 2012 году она вышла в свет в издательстве «Белая река» под названием «1712 Военное представительство Министерства Обороны Российской Федерации. Исторический очерк».
Город Кумертау стал моей второй родиной. Здесь я женился. Вырастил двух сыновей – Дмитрия, 1975 года рождения, и Сергея, 1980 года рождения. Здесь родились и мои внуки – Артём и Андрей.
Прошло 50 лет. Много изменений произошло за это время. Не стало комсомола и КПСС – Коммунистической партии Советского Союза. Да и страна под названием СССР -Союз Советских Социалистических Республик – распалась. Советская Армия стала Российской, а её главный праздник стал называться Днём Защитника Отечества.
Что же, время вносит свои коррективы не только в биографии отдельных людей, но даже целых стран и народов. Главное – хранить любовь к родной семье, к родной земле, трудиться на ее благо. А если понадобится, охранять.