Первый выпуск (из истории становления Кумертауского филиала ФГБОУ ВО «УГАТУ»)
Валерий Петрович Самоделкин,
доцент кафедры технологии производства летательных аппаратов, кандидат социологических наук, ветеран труда
Город Кумертау для многих – малая родина, а в масштабе страны – южный промышленный форпост Республики Башкортостан. «Лихие девяностые» годы не сломили дух кумертаусцев благодаря, наверное, тому, что закладывали его и строили люди, прошедшие горнило Великой Отечественной войны. А мы, их дети и внуки, не имели права растерять, «разбазарить» созданное ими. Хотя в девяностые неизбежные потери от «прихватизации» были.
Своим рождением наш город обязан месторождениям бурого угля. В 60-е годы уже сложившийся город угольщиков получил новый импульс своего развития. В северо-западной части города рядом с железнодорожным узлом действовал небольшой ремонтно-механический завод, которому впоследствии суждено было стать базой будущего авиастроения республики. В ноябре 1968 года в небо взмыл первый вертолёт «Ка-26».
Завод строился и развивался: нужны были специалисты авиационного профиля. Образовательный уровень инженерно-технических работников предприятия в то время был невысок. Поэтому на молодое строящееся предприятие стали прибывать специалисты с авиационных предприятий страны.
Александр Самойлович Палатников, руководивший заводом в те годы, был человеком мудрым, прозорливым. (Этих эпитетов явно недостаточно, чтобы в полной мере представить этого энергичного, нацеленного на успех, преданного выбранному делу человека). Было принято решение готовить специалистов с высшим образованием здесь, в Кумертау, привлекая к обучению молодых горожан, работников завода. Сначала на территории предприятия был создан учебно-консультационный пункт Уфимского авиационного института, где существовала только заочная форма обучения. Вскоре уже местные дипломированные специалисты возглавили ответственные участки и посты в руководстве предприятия. Одними из первых были назначены А.В. Пономарёв, М.Фексон.
В первые годы своего существования предприятие называлось «Кумертауский машиностроительный завод». Шли годы. Завод крепко и уверенно занимал достойное место среди родственных предприятий в Министерстве авиационной промышленности. Наряду с «Ка-26» шло освоение новых модификаций вертолётов этой фирмы, внедрялись современные технологии, приобреталось новое оборудование. Параллельно шло освоение производства летательных аппаратов уникального назначения. Предприятие получило название «Кумертауский вертолётный завод».
В 1975 году Александр Самойлович собрал в красном уголке производственного отдела много молодых ребят, выпускников техникумов, работающих на предприятии в должностях мастеров, техников, технологов. Среди них был и я, молодой начальник рентгеновской лаборатории отдела главного металлурга. После окончания Уфимского энергетического техникума мне была присвоена квалификация «техник-технолог».
Мы были в некотором недоумении: всё-таки ведь генеральный директор пригласил! Понимали: Александр Самойлович собрал нас не из праздного интереса. Его авторитет на предприятии был непререкаем. Мы его не просто уважали, а боготворили. И у него к молодёжи, надо заметить, отношение было по-отцовски строгим, но справедливым и заботливым. Знаю это по себе. Александр Самойлович приветливо поздоровался с нами, стал рассказывать о перспективах завода, а потом спросил, хотели бы мы учиться дальше и получить высшее авиационное техническое образование. Мы дружно ответили : « Конечно, хотели бы». Завод уже многие изучили, и знали, что на площадке «А», в здании бывшего заводоуправления РМЗ функционирует УПК УАИ. Там работали подготовительные курсы и многие из ребят посещали их с перспективой поступления в вузы. И вот сам директор не предлагает, а советует поступать на вечернее отделение Уфимского отделения авиационного института, которое должно было открыться в том году по специальности «Технология машиностроения, станки и инструмент». «Договорённость с ректором УАИ Рифатом Рафкатовичем есть. Работать и учиться будете на месте, при заводе», – подытожил директор. Вот это была новость! Нетрудно теперь догадаться, кто позаботился и договорился с руководством института.
Мы горячо откликнулись на предложение А.С.Палатникова, и на вступительные экзамены в Уфу поехала солидная делегация из 50 человек. Вступительная пора стала поистине горячей. Выдержать экзамены удалось 21 человеку. Мы познакомились, подружились. В нашей группе учились Василий Скрипников, Николай Проходцев, Николай Стрельчик, Николай Татарников, Александр Гольцев, Виктор Рогов, Владимир Шарыгин, Карл Закута, Анатолий Бочкарёв, Анатолий Кедо. Учились в нашей группе и девушки: Надежда Солодухина, Антонина Левченко, Надежда Анисимова, Зиля Галиева, Любовь Рублёва и другие.
С открытием вечернего отделения сюда же перевели группу заочников, которые уже перешли на 2-й курс. Так были сформированы 1-я и 2-я группы вечернего отделения УАИ в г. Кумертау. Заведующим отделением в то время был Рамиль Ибрагимович Диваев. Сейчас я понимаю, что во многом его энергия, поддержка помогли отделению сохраниться в последующие два года. А в 1977 году в Кумертау уже был открыт официально вечерний филиал УАИ.
С первых дней учёбы завод в лице отдела обучения нас очень плотно опекал. Кураторами были назначены Лилия Сабировна Свинцова и заведующий отделом Александр Борисович Сокольский.
Учёба проходила по специальному графику. На лекции приезжали доценты, профессора – преподаватели из Уфы: Борис Иванович Гурьев, Лев Николаевич Волгарёв и другие. Кроме того, занятия с нами проводили и ведущие специалисты завода. На лабораторные и практические занятия мы выезжали в головной вуз. Транспортом для поездки обеспечивал завод. Ни в чём, что касалось учёбы, со стороны завода отказа не было. Это направление курировал лично заместитель генерального директора предприятия Валерий Антарюк.
Мы были молоды, веселы, целеустремлённы. Учёба сдружила и сплотила нас на многие годы. Мы не только помогали друг другу в учёбе, но и в работе, в решении производственных задач. Девиз «Один за всех и все за одного» – это про нашу группу. Во время сессии, во время сдачи экзаменов не расходились по домам, пока все не сдали экзамен. Индивидуалистов, ставивших свои интересы выше интересов коллектива, практически не было.
На первом собрании группы я был избран старостой. Когда меня назначили начальником цеха, старостой группы был избран Срипников Василий Лукич. К тому времени он, работая в военном представительстве, уже получил звание капитана. Дисциплинированный, грамотный и ответственный офицер, он ещё более сплотил группу.
Сейчас, глядя на современных студентов, немного завидуешь им: компьютеры, Интернет, плоттеры, всевозможные гаджеты, информационное технологическое обеспечение и т.д. А у нас в распоряжении были: логарифмическая линейка, арифмометр «Феликс», кульманы, доступ в заводскую техническую библиотеку, а ещё – книжные магазины, в которых было изобилие технической литературы.
Шесть лет учёбы без отрыва от производства – это очень плотно «спрессованное» время: работа, учёба, семья. К тому времени мы стали вполне взрослыми, многие обзавелись семьями, завели детей. Понимание близких очень помогало нам в учёбе.
Но вернусь к истории, к 1977 году. Как я уже упоминал, учебно-производственный комбинат, где проходили обучение и подготовку первые студенты-заочники, располагался на территории завода. В 1977 году, когда был открыт вечерний филиал, мы перебрались в город, в здание бывшего профтехучилища №29 на улице Горького. Сейчас там находится авиационный колледж. Проводилась активная работа по укреплению материальной базы вечернего филиала: оборудованы лекционные кабинеты, лаборатории, шло комплектование библиотеки. Параллельно создавался свой профессорско-преподавательский коллектив для обеспечения полного цикла обучения. Появился деканат. Постепенно вечерний филиал приобретал лицо самостоятельного учебного заведения – филиала авиационного института.
В 1978 году в Кумертау приехал молодой учёный, кандидат технических наук, доцент Анвар Ибрагимович Даутов. Для одной части студентов он был старше по возрасту, а для некоторой части обучающихся и преподавателей годился, если не в сыновья, то в младшие братья. Разброс по возрасту был ощутимый. Но это не помешало ему быстро завоевать авторитет грамотного, строгого, но справедливого педагога, как у студентов, так и в коллективе коллег. В нашей группе он преподавал электротехнику. В 1989 году А.И.Даутов возглавил филиал УАИ в г.Кумертау и более 30 лет, успешно руководил им.
А между тем подошло время окончания учёбы. И 13 июня 1981 года состоялся выпуск нашей группы в количестве 23 человек. За время обучения ни один студент из нашей группы не был отчислен, наоборот, две девушки перевелись к нам с дневного отделения из Уфы. Такой результат стал возможен благодаря сплочённости и взаимовыручке, которые высоко ценились в группе, благодаря заинтересованности в успехе каждого, и, главное, благодаря желанию учиться. Нашими успехами интересовался и Александр Самойлович Палатников. Сам директор! Это налагало на нас дополнительную ответственность.
Получив дипломы инженеров, Некоторым из нас пришлось изменить свою трудовую биографию. К тому времени уже набрал обороты новое предприятие – машиностроительный завод «Искра». Некоторые из сокурсники приложили силы в его становление. Нина Бойко и Надя Максимович (Рягузова) уехали на работу в Гурьевский филиал нашего завода. К.Закута долгие годы руководил Кумертауским хлебозаводом, А.Бочкарёв возглавлял несколько лет городской комитет по имуществу В.Скрипников после выхода на пенсию был избран председателем комитета ветеранов Вооружённых Сил нашего города. А.Кедо продолжительное время руководил технической службой Кумертауской станции подземного хранения газа (КСПХГ). А.Гольцев летал на производимой заводом технике в качестве бортинженера. После выхода на пенсию работал руководителем кружка «Умелые руки» в заводском центре юных техников им.А.С. Палатникова. Н.Анисимова проработала продолжительное время на ОАО «КумАПП», оставаясь верной полученной по диплому профессии.
Для нашего небольшого города филиал УАИ – УГАТУ стал за свой более чем сорокалетний срок существования настоящей кузницей кадров. Наш филиал закончили многие горожане, ставшие впоследствии руководителями подразделений авиационного предприятия, других предприятий и учреждений города. В числе выпускников филиала немало тех, кто занимал и занимает высокие посты в экономике и управленческом звене Республики Башкортостан. Это говорит о высоком статусе нашего филиала.
Меня судьба развернула в сторону образования. Почти 10 лет проработал директором среднего профессионально-технического училища №33, затем училище было преобразовано в профессиональный лицей №33. С 2002 года до выхода на пенсию работал в родном филиале (теперь это уже не УАИ, а Уфимский государственный авиационный технический университет) в должности доцента кафедры «Технология производства летательных аппаратов». В 2007 году защитил кандидатскую диссертацию.
Судьба для многих из моих сокурсников и коллег сложилась в целом благополучно: выросли дети, подрастают внуки, которым предстоит продолжить нашу историю. Однако жизнь так устроена, что приходится терять своих близких, друзей и педагогов, наших учителей. Встречаясь, мы всегда будем их помнить. Светлая им память.
Хотелось бы, чтобы в нашем небольшом городе традиции устремленности к знаниям сохранялись среди всех поколений горожан. Чтобы город восстановил свои утраченные передовые позиции в области развития новых отраслей производства, науки. Чтобы передовые достижении
в медицине, в образовании, в культуре, в спорте стали достоянием всех горожан.